С 31 августа в Китае проходит масштабный саммит ШОС, и он уже стал главным политическим событием Евразийского пространства в 2025 году.

Иван Шилов ИА Регнум

Во-первых, потому что на него съехались не только лидеры стран — членов Организации (куда входят Россия, Китай, Индия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Узбекистан, Иран, Пакистан и Белоруссия), но и представители двух с лишним десятков других евразийских государств — от Армении до Малайзии.

«Искренний интерес и внимание к многоплановой деятельности ШОС со стороны мирового сообщества продолжает расти, и всё больше государств стремятся к открытому и равноправному диалогу с нашей организацией», — пояснил по данному поводу президент России Владимир Путин.

Во-вторых, потому что колоссальный интерес к мероприятию проявили западные СМИ, которых, по всей видимости, очень волнует то, что «Лидер Китая Си Цзиньпин вместе с Россией и Индией формирует новый мировой порядок», как пишет Reuters. Или что «Си и Путин стоят плечом к плечу, в то время как Китай провозглашает себя альтернативным глобальным лидером», как указывает CNN.

Ажиотаж Востока вкупе со страхами Запада вполне объясним.

«В то время как старый мировой порядок в виде Запада продолжает обсуждать какие-то очередные пакеты антироссийских санкций, саммит ШОС ставит задачи по построению нового порядка», — объясняет доктор политических наук, заведующий Отделом Ближнего и Постсоветского Востока ИНИОН РАН Владимир Аватков.

Страны — участницы ШОС, несмотря на имеющиеся разногласия, встречаются и пытаются разговаривать, а не закрываться друг от друга барьерами, санкциями. И в результате достигают важнейших договоренностей, которые в том числе оказались прописаны в Тяньцзиньской (названной по месту проведения) декларации саммита.

Договоренностей, отражающих те идеи и инициативы, которые Москва уже много лет отстаивает на международном уровне.

Так, например, в декларации отмечено, что ШОС выступает за формирование многополярного мироустройства. Такого порядка, в рамках которого никто ни над кем не доминирует, никто не навязывает другим странам свои взгляды, идеи или интересы.

В этом плане ШОС является своего рода прообразом такого мироустройства на региональном, евразийском уровне.

«ШОС вносит ощутимый вклад в укрепление атмосферы сотрудничества и взаимного доверия на всём Евразийском континенте, помогая тем самым заложить политические и социально-экономические предпосылки для формирования в Евразии новой системы стабильности, безопасности и мирного развития», — говорит Владимир Путин.

Системы, которая, по его словам, пришла бы на смену отжившим евроцентричным и евроатлантическим моделям и учитывала бы интересы максимально широкого круга стран. Была бы подлинно сбалансированной, а значит, не допускала бы попыток одних государств обеспечить свою безопасность за счёт безопасности других.

То есть, проще говоря, продвигала бы принцип неделимой безопасности.

Принцип, который, как показывает вся современная история, является единственной основой для глобальной системы безопасности. Гарантией отказа мира от блокового противостояния или же формирования союзов для сдерживания одной страны (России, Китая, Ирана — неважно).

Ну и, наконец, способом спастись от рисков перерастания региональных войн в глобальные.

Только через призму неделимой безопасности можно эффективно бороться с международным терроризмом (чего сейчас не происходит, поскольку ряд государств стимулируют террористов для борьбы со своими политическими соперниками), киберугрозами. Только принцип неделимой безопасности поможет избежать дальнейшей милитаризации и гонки вооружений — в том числе в космосе.

Помимо сотрудничества в области безопасности, страны — члены ШОС намерены углубить и экономическую кооперацию.

В Декларации отмечается, что через поддержку интеграционных проектов «Один пояс — один путь», развитие торговли в национальных валютах, создание Банка развития ШОС и механизмов по экспортному кредитованию на деле, в конкретных секторах и отраслях сейчас формируется и экономическая независимость от подконтрольных Западу глобальных финансовых институтов.

Как пояснил российский президент, «мы выступаем за выпуск совместных облигаций государств-членов, за создание в ШОС собственной платёжно-расчётной и депозитарной инфраструктуры, за формирование банка совместных инвестиционных проектов. Всё это позволит повысить эффективность наших экономических обменов, обезопасить их от колебаний внешней конъюнктуры».

Сейчас в рамках ШОС активно продвигаются собственные технологические платформы: искусственный интеллект (Alem. AI, Региональный центр искусственного интеллекта в Душанбе), электронная торговля, инновационные решения в области таможни. Что уже позволяет странам активно вкладываться в экономический рост друг друга.

Темпы развития сотрудничества в рамках организации названы впечатляющими: например, средний прирост валового внутреннего продукта стран-членов в прошлом году составил более пяти процентов, промышленного производства — 4,6%

То есть выше мировых показателей.

Ну и, конечно же, не забывают о культуре.

Россия всегда стояла на позиции, что Евразия должна быть пространством культурных обменов и взаимообогащений, а не конфликтов. Тем более что эти конфликты, как уже отмечали многие эксперты, часто стимулируются другими странами и призваны сдерживать развитие глобального региона. Не позволять ему превратиться в мировой полюс силы.

Неслучайно сейчас Индия и Китай пытаются разрешить взаимные противоречия для того, чтобы совместно противостоять внешним угрозам. Прежде всего исходящим от президента США Дональда Трампа, пытающегося вынудить Нью-Дели и Пекин под угрозой санкций отказаться от сотрудничества с Россией.

Еще недавно такое сближение для совместной защиты от США вызывало неоднозначную реакцию не только со стороны региональных держав, не входящих в ШОС, но и некоторых членов организации.

Государства опасались предпринимать шаги, которые вызвали бы гневную реакцию со стороны Соединенных Штатов. Однако сейчас их стремление к сотрудничеству с ШОС перевесило многие опасения — поэтому они приехали в Пекин.

«На саммите представлены и те страны, которые колеблются. Они имеют связки с Западом, но видят необходимость участия в формировании нового мирового порядка», — говорит Владимир Аватков.

В частности, та же самая Турция, которая, по словам эксперта, является своего рода глобальной лакмусовой бумажкой: по словам эксперта, эта страна и во Вторую мировую войну вступила под самый конец, чтобы быть на стороне победителей, и уже сегодня «тянется к будущему, хотя ноги ещё в архаизме в виде НАТО».

А Россия готова принимать новых членов в ШОС.

По словам Владимира Путина, сейчас на рассмотрении находятся заявки ещё более десятка государств на подключение к взаимодействию в качестве наблюдателя или диалогового партнёра. Причем сотрудничество может проявляться в совершенно разных сферах — Организация ориентирована не на конфронтацию и менторство, а на синергию различных систем и национальных особенностей, формировании единого гуманитарного, образовательного и ценностного пространства в Евразии.

В ее основе лежат понятия суверенитета и социальной справедливости, которые пользуются огромной популярностью в странах Глобального Юга. И, учитывая процессы, проходящие на Западе, могут обрести популярности и в Европе с Соединёнными Штатами. В этом случае идея Путина об интеграции европейских стран в Евразийскую систему безопасности начнет претворяться в жизнь.